• Навигация по сайту:
 

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Новости

« Назад

«Евроцемент» обвинили в монопольно низких ценах   04.03.2010 18:56

Компания «Метахим» пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), что «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» Филарета Гальчева устанавливает монопольно низкие цен на цемент в Ленинградской области - продает тонну по 1,5 тыс. руб., то есть ниже себестоимости.

В 2005 году, когда цемент был в дефиците, ФАС уличила группу в обратном: «Евроцемент» чуть не оштрафовали на 1,9 млрд руб. за монопольно высокие цены. Теперь, в условиях профицита, конкуренты утверждают, что «Евроцемент» вытесняет их демпинговыми ценами.
О жалобе «Метахима» в ФАС на «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», "Ъ" рассказала одна из сторон, участвовавшая в решении пикалевского конфликта (компании «Метахим» и «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» входят в одну производственную цепочку в городе Пикалево).

«Мы написали заявление с просьбой провести проверку в антимонопольную службу около двух месяцев назад. Я считаю, что «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» демпингует, пользуясь тем, что занимает около половины локального рынка», - подтвердил гендиректор «Метахима» Александр Утевский. По его данным, по некоторым контрактам «Евроцемента» цены составляют всего 1,5 тыс. руб. за тонну цемента (с НДС и доставкой) при средней себестоимости около 1,7-1,8 тыс. руб. за тонну. Господин Утевский добавил, что его завод реализует продукцию по цене около 2 тыс. руб. и работает с загрузкой всего 30%. В ФАС подтвердили, что служба работает над заявлением «Метахима», но решения о возбуждении дела еще не принято. В «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» вчера отказались от комментариев.

Как пояснил собеседник "Ъ" в ФАС, чтобы определить, можно ли считать установленные «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» цены монопольно низкими, нужно проанализировать изменения на рынке цемента с начала кризиса. Из-за снижения общей стоимости цемента увеличилась доля транспортных расходов, из-за чего компании сократили расстояния доставки товара, а значит, произошло сужение товарных границ. «Раньше мы везли наш товар на расстояние до 800 км, сейчас максимум до 500 км», - подтверждает гендиректор «Базэлцемента» Дмитрий Савенков. С кризисом географические границы цементного рынка могут сузиться до пределов регионов (согласно анализу ФАС, проделанному в 2008 году, границы субрынков цемента были гораздо шире - по федеральным округам). Сейчас идет анализ, который будет завершен в течение двух месяцев, после чего ФАС сможет, в частности, определить, имеются ли признаки нарушения закона о защите конкуренции в действиях «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» в части установления монопольно низкой цены.

«ЕВРОЦЕМЕНТ груп» впервые попала под пристальное внимание ФАС в 2005 году - после покупки цементных заводов у «Интеко» Елены Батуриной компания заняла почти 40% рынка РФ. Вскоре после этого холдинг Филарета Гальчева существенно поднял цены на цемент (с мая по ноябрь цены выросли на 70%, до 2,28 тыс. руб. за тонну), аргументируя это необходимостью вкладывать в реконструкцию и строительство новых производств. 11 октября 2005 года ФАС признала «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» виновной в «установлении монопольно высоких цен» и постановила снизить их до прежнего уровня, а также заплатить штраф 1,9 млрд руб. В июле 2006 года ФАС и «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» заключили мировое соглашение, по которому штраф составил всего 267 млн руб., а холдинг обязался «не злоупотреблять доминирующим положением». В начале года в «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» "Ъ" уточняли, что по-прежнему предоставляют в ФАС информацию о своих ценах.

По данным директора аналитического портала Infoline Михаила Бурмистрова, стоимость контрактов «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» в Ленинградской области около 2,4 тыс. за тонну цемента, однако для крупных потребителей (более 600 тыс. тонн) цены действительно могут быть существенно ниже среднерыночных - до 1,8 тыс. руб. Один из игроков строительного рынка Южного федерального округа отмечает, что «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» также демпингует в Краснодаре, предлагая цену на 500 руб. ниже, чем «Новоросцемент» (2,5-2,6 тыс. против 2,9-3 тыс. руб.), в Сочи и Ростове - на 200 руб. (2 тыс. руб. против 2,2 тыс.).  «Несколько лет назад, на пике рынка, целью холдинга было получение максимального дохода, а теперь, в условиях низкого спроса, ориентир - на максимальные объемы», - подтверждает Дмитрий Савенков.